«Студенческий форпост»
Центр социально-психологической помощи
Краткая информация о проекте
Данный проект направлен на организацию студенческой структуры – центра социально-психологической помощи. Несмотря на то, что в университете существует психологическая служба, где работает штатный психолог, потребность в оказании социально психологической помощи существует. Особенно по принципу "равный-равному". Также в университете реализуется технология наставничества, однако не упорядочена сама деятельность наставников. Появление в университете такого центра скажется благоприятно на сохранении психологического здоровья обучающихся, активизации их ресурсного состояния, формированию навыков самообладания и самопомощи в трудных жизненных ситуациях.
Ценность проекта заключается в том, что студенты, обучающиеся на специальностях психологии и социальной работы, под руководством опытных преподавателей-практиков будут реализовывать все направления (психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, социально-психологическое сопровождение) проекта. Ежегодные социологические опросы кафедры Социологии и психологии ФГБОУ ВО «БГУ» показывают то, что студенты (особенно 1-2 курсов) хотели бы получить психологическую поддержку и сопровождение, прежде всего, от студентов, обучающихся в этой же образовательной организации.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
Обучающиеся
возрастной категории 16-25 лет
Cотрудники, преподаватели
ФГБОУ ВО «БГУ»
Описание проблемы, решению/снижению которой посвящен проект
Современное быстро изменяющееся общество в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований постоянно повышает уровень требований к духовно-личностной сфере молодежи, как к психологически здоровой, стрессоустойчивой и критически мыслящей личности. Актуальной является эта проблема особенно в студенческой среде, так как при постижении высшего образования, обучающимся приходится сталкиваться с большими потоками информации, самостоятельно организовывать свой учебный труд и отдых, строить взаимоотношения в среде обучающихся. Особо следует отметить студентов 1 и 2 курсов, которые вырываются из-под опеки родителей, многие уезжают учиться в другие города и регионы, приобретают независимость и самостоятельность, однако вместе с этим они попадают в определенные ситуации, выйти из которых они подчас не могут из-за нехватки жизненного опыта, особенностей личностных структур. Все эти факты подрывают психологическое здоровье обучающихся, приводят к эмоциональному напряжению и стрессу.
В настоящее время концепция обеспечения психологического благополучия обучающихся ООВО через создание оперативных структур отражается в ряде опубликованных документов Минобрнауки России:
- Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в российской федерации (утв. Министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков от29 августа 2022 г. N ВФ/1-Кн)
- План мероприятий по реализации Концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации на период 2022/23 учебного года (письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 07.10.2022 МН- 11/3096)
- Письмо Минобрнауки России от 13.12.2022 N МН-6/1873"О направлении методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями для сотрудников образовательных организаций высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодежью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся. Методическое пособие").
Центр социально-психологической помощи «Студенческий форпост» основывает свою деятельность, опираясь на эти концепции.
Опыт успешной реализации проекта
Реализован проект «Центр развития инклюзивного образования» в Байкальском государственном университете, направленный на социально-психологическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью. Участники проекта работали по принципу «равный-равному».
Перспектива развития и потенциал проекта
Данная структура получит свое дальнейшее развитие на кафедре Социологии и психологии ФГБОУ ВО «БГУ» как постоянно действующая структура, а также планируем распространить свой опыт как универсальную модель в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
За время реализации гранта «Росмолодёжь» были проведены мероприятия:
1. Обучение участников команды
Обучение участников команды навыкам психологического сопровождения и оказания оперативной психологической помощи, участие в вебинарах по использованию методов песочной арт-терапии, игровых технологий для людей с ОВЗ, возрастных кризисов, системного семейного консультирования, забота о людях, побывавших в зоне военных действий, изучение трансформационных психологических игр, методики проведения тренингов; посещение мастер-классов по психодраме, EMDR-терапии, арт-терапии, цветотерапии, метафорических карт, танцевальной терапии, рисование песком; стажировки в центрах психологической помощи (г. Москва, г. Санкт-Петербург) с целью получения расширенного опыта в создании эффективных центров социально-психологической помощи в вузах.
№ | Пройденный Курс | ФИО специалиста |
1 | Методика самооценки идентичности «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд) | Кожевина Анна Павловна |
2 | Методика проведения тренинга «Формула любви: магия и реальность» | Кузнецова Диана Эдуардовна |
3 | Незавершенная сепарация от родителей: причины и последствия во взрослой жизни. Практика системного семейного консультирования | Кузнецова Диана Эдуардовна |
4 | Семинар-тренинг в онлайн-формате. Как сформировать навыки у его участников? | Кожевина Анна Павловна |
5 | Курьезы в психологической практике. Как их избежать или использовать с умом? | Воронова Анастасия Артемьевна |
6 | Терапия красотой: авторская техника восприятия художественных произведений | Воронова Анастасия Артемьевна |
7 | Sand-art терапия как способ повышения психической устойчивости человека в ситуации хронического стресса и жизненной неопределенности | Зимина Дарья Максимовна |
8 | Психология возрастного развития или, как нерешенные детские проблемы проявляются во взрослой жизни | Кузнецова Диана Эдуардовна |
9 | Предупреждение профессионального „выгорания“ у специалистов, работающих с людьми | Авилова Вероника Анатольевна |
10 | Работа с травмой в Solwi терапии. Метод десенсибилизации и переработки травмы Ф. Шапиро | Кожевина Анна Павловна |
11 | Практика психологической помощи клиентам с невротическим опытом | Бахрамова Валерия Игбаловна |
12 | Панические атаки и приступы сильной тревоги: практика экстренной и пролонгированной психологической помощи | Зимина Дарья Максимовна |
13 | Психологическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития (аутизм, ДЦП, глубокая интеллектуальная недостаточность) | Бахрамова Валерия Игбаловна |
14 | Работа психолога с эмоциональным выгоранием сотрудников. Комплексный подход | Авилова Вероника Анатольевна |
15 | Практика работы с травмой инструментами выразительного искусства | Воронова Анастасия Артемьевна |
16 | Телесно-ориентированный тренинг «Истории моего тела»: методика проведения | Кожевина Анна Павловна |
17 | Теория и практика системной семейной арт-терапии | Зимина Дарья Максимовна |
18 | «Эмоциональное заедание» - недуг или способ совладать со стрессом?! Методы арт-терапевтической коррекции избыточной массы тела | Бахрамова Валерия Игбаловна |
2. «Марафон обмена опытом»
«Марафон обмена опытом», передача полученных знаний по принципу «равный- равному» для демонстрации полученных знаний приемниками центра.
3. Социально-психологическое сопровождение обучающихся
- Интерактивная лекция «Феноменология креативного психологического здоровья».
- «Выбираем формы поведения осознанно».
- Кейсы эффективного поведения.
- Организация деятельности групп поддержки друг друга.
- «Психологическое айкидо».
- Практикум с элементами тренинга по преодолению трудных жизненных ситуаций.
- Обучение навыкам саморегуляции и противостоянию стрессовым ситуациям.
- Трансформационная игра "Информационная глыба. Займи свое безопасное место".
- Тренинг смысловой саморегуляции психических состояний в разных жизненных ситуациях.
- Сеттинг безопасности "Новая эпоха. Как совладать с эмоциями". Мастер-класс по основам самоуправления психическим состоянием.
4. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование
- Групповая консультация «Преодоление повседневных фобий, тревоги, тенденций депрессий».
- Групповая консультация «Как получить ресурсное состояние».
5. Мастер-классы
- «Энергия изменений»,
- «Тайны внутреннего мира»,
- «Сэндплей».
Материально-техническая база центра