В университете разработан весь комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию приема и образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Положения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об организации образовательного процесса, ГИА и др.).
Профессиональная ориентация и организация приема лиц с инвалидностью и ОВЗ
В университете для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано сопровождение сотрудниками службы сопровождения (волонтеры). Прием документов проводится в корпусе, оборудованном специализированными техническими средствами (места, обеспечивающие возможность парковки автотранспортных средств инвалидов, вход в здание, оборудованный пандусом с поручнями, доступность путей движения, обеспеченная шириной коридоров и дверных проемов). По желанию можно получить консультацию профориентолога в этом же кабинете.
В университете организована система довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. При обращении в Университет для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями каждому разрабатывается индивидуальный учебный план, учитывающий его особенности. При этом в образовательно-реабилитационную программу предусматривается включение двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение. Профессиональная ориентация в университете проводится для осознанного и адекватного профессионального самоопределения каждого абитуриента-инвалида.
Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.
Особое внимание при проведении профориентационной работы сотрудник приемной комиссии уделяет подбору одной или нескольких профессий, или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Процесс прохождения и сопровождения вступительных испытаний лиц с ограниченными возможностями устанавливается Правилами приема в университет.
Сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ
Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете организуется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии и включает в себя:
- диагностическое;
- консультативное;
- коррекционно-реабилитационное;
- абилитационно-развивающее направления.
Организационно-педагогическое сопровождение в университете реализуется специалистами учебного отдела и Центра развития инклюзивного образования, которое направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется специалистами Центра развития инклюзивного образования и осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
В центре развития инклюзивного образования, реализуются специализированные программы, направленные на социализацию, профориентацию, творческую реализацию, людей с инвалидностью при профессиональном участии и системной поддержке инклюзивных волонтеров.
Создан ряд проектов для студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, направленных на социализацию и адаптацию таких студентов в ВУЗе. Для студентов-волонтеров проводятся семинары-тренинги по основам технологий взаимодействия с людьми с инвалидностью. Привлекаются студенты БГУ в развитии волонтерского движения для работы со студентами с инвалидностью. Студенты БГУ активно принимают участие в сетевой программе обучения волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью: «Инклюзивное волонтерство в университете». В 2020 году обучено 4 человека на курсах повышения квалификации.
Специалистами ЦРИО БГУ проводятся интерактивные сессии на темы: «Лучшие практики инклюзивного образования», направлена на знакомство с приемами и практиками инклюзивного образования и их применением в психологическом сопровождении; «Применение песочной терапии в работе со студентами с ОВЗ». Ежегодно Университет активно участвует в Региональном Чемпионате по профессиональному мастерству среди студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». В рамках чемпионата сотрудники ЦРИО принимали активное участие в программе компетентностной пробы «Метод case-study как средство формирования soft skills у участников образовательного процесса». В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с письменного согласия этих лиц собираются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
При разработке индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в вариативную часть образовательной программы включаются специализированные адаптационные дисциплины. Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе получения высшего образования. В учебные планы всех направлений подготовки введен адаптивный модуль, включающий следующие дисциплины: «Адаптивную физическую культуру», «Коммуникативный практикум», «Основы социального и психологического здоровья». Для дисциплины «Коммуникативный практикум» подготовлен курс видео-лекций с сурдопереводом.
В рамках перехода на стандарты ФГОС 3++ в настоящее время идет работа по адаптации всех реализуемых образовательных программ. Разработан шаблон адаптированной основной профессиональной образовательной программы.
В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проходит с учетом требований их доступности для данных обучающихся определяется индивидуальным графиком прохождения практики с учетом особенностей студента. Составлена база практик и заключены договора с учреждениями, отвечающими требованиям доступной среды и адаптированных для прохождения студентами с ОВЗ и инвалидов учебной и производственной практики. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в соответствующих положениях, в том числе с учетом дистанционного (онлайн) формата. Во время дистанционной формы обучения был организован онлайн тьюторинг социально-психологического сопровождения для студентов инвалидов.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями обучаются в университете по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов — на полгода). При составлении индивидуального графика обучения возможны различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
В университете предусмотрена возможность использования технологических средств дистанционного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий. Подбор и разработка учебных материалов при обучении с использованием дистанционных технологий производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Постдипломное сопровождение и содействии трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидов
В региональном центре развития и содействия трудоустройства при Университете проводятся социологические исследования о проблемах и перспективах трудоустройства студентов с ОВЗ и инвалидов, разработана программа содействия трудоустройству.
Разработаны и реализуются: программы социально-психологической адаптации; программа постдипломного сопровождения.
Сотрудники университета участвуют в межрегиональных мероприятиях с участием региональных органов исполнительной власти по вопросу включения совместных мероприятий в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.
В части содействия занятости студентов-инвалидов реализуются:
- индивидуальные и групповые консультации выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам трудоустройства;
- психологическое тестирование; взаимодействие с государственными центрами занятости населения (с предоставлением вакансий);
- информационное сопровождение по вопросам содействия трудоустройству посредством сайта университета; ярмарка вакансий, мастер классы и тренинги;
- презентации и встречи с работодателями; содействие (индивидуальное сопровождение) для постановки на учет в центр занятости населения.
Оформлена заявка в РУМЦ НГТУ на участие в модульной сетевой программе обучения по вопросам взаимодействия куратора учебной и/или производственной практик с обучающимся инвалидом, в том числе с применением ДОТ. Студенты с инвалидностью и ОВЗ активно вовлекаются в конкурсы проектов на разных уровнях.
Подготовлены 3 проекта для участия в третьем Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра», все 3 проекта прошли в финал, который состоялся 17.12.2020. Конкурсные работы: Эссе «Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов»; Профессиональный стартап молодежи «Доставка цветов «BLUMEN»; Социальная реклама «Забота – наша работа»).
БГУ принимал активное участие в исследовании по оценке удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки принятых на работу инвалидов. По результатам исследования работодатели на высоком уровне оценивают выпускников БГУ с ОВЗ и инвалидностью. Сотрудники ЦРИО принимали активное участие в аналитическом исследовании по внедрению цифровых сервисов в инклюзивное высшее образование. Обновляется база практик и подготовлены договора (по новому шаблону) с учреждениями, отвечающими требованиям доступной среды и адаптированных для прохождения студентами с ОВЗ и инвалидов учебной и производственной практики в рамках их практической подготовки. База единая, для студентов БГУ всех направлений подготовки.
Повышение квалификации предагогического состава в области инклюзивного образования
Проводятся на постоянной основе инклюзивные консилиумы по каждому запросу студентов с ОВЗ и инвалидов.
Прошли повышение квалификации и получили удостоверения 6 человек профессорско-преподавательского состава. Курсы повышения квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» проходили в Новосибирском государственном техническом университете.
В системе электронного университета на платформе moodle созданы курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования для преподавателей и сотрудников БГУ.
Автоматизация учета студентов с инвалидностью и ОВЗ
В автоматизированной системе управления «Контингент» в постоянном режиме идет наполнение информацией закладки «Инклюзив», которая позволяет формировать список студентов с инвалидностью и ОВЗ по институтам и по направлениям подготовки, для составления разного рода отчетности, для удобства составления расписания контрольно-диспетчерской службы, учитывающее предоставление аудиторий для студентов инвалидов и лиц с ОВЗ с конкретной нозологией. Программа позволяет отслеживать сроки начала и окончания справок об инвалидности; вести учет проводимых мероприятий для таких студентов.
Оценочная карта доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью
По заданию Ресурсного учебно-методического центра НГТУ г. Новосибирска, с которым Университет заключил договор о сотрудничестве, заполнена оценочная карта доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью.
Байкальский университет располагает доступом к информационно-телекомуникационной сети Интернет. Ширина канала - 500 Mb/s. Провайдер - ООО «БайкалВестКом».
Доступ к сети Интернет организован через локально-вычислительную сеть на всех стационарных компьютерах (операционная система Windows 10), как с рабочих мест администрации, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, специалистов, так и в учебных компьютерных классах.
Всего стационарных компьютеров и ноутбуков с выходом в сеть "Интернет" - 1553, из них доступ в сеть "Интернет" для обучающихся имеют 598 компьютеров и ноутбуков.
На территории учебных корпусов, находящихся по адресам: г. Иркутск, ул. Ленина, 11 (корпуса 1, 2, 3, 4 ); г. Иркутск, ул. Горького, 22 (корпуса 5, 6, 7); г. Иркутск, ул. Байкальская, 105 (корпус 11); г. Иркутск, ул. Байкальская, 126 (корпус 12), - дополнительно организован доступ к сети Интернет посредством WIFi для переносных и мобильных устройств, имеющих возможность подключения к WiFi.
Скачать .PDFДоговор об указании услуг связи №2232/5-ЕП-2023 между ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» и обществом с ограниченной ответственностью «БайкалВестКом» от 08.02.2023 г.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к информационно-телекомуникационной сети Интернет на любом компьютере во всех компьютерных классах на общих основаниях с возможностью использования сервисов, предоставляемых операционной системой Windows 10: Windows Speech Reckgnition, экранная лупа и экранный диктор.