Инклюзивное образование

Документы

Особенности приема лиц с ОВЗ

Внимание! Федеральным законом от 01.05.2017 N 93-ФЗ исключено требование о наличии заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях

Особенности проведения вступительных испытаний и организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Образовательные программы

Прием документов проводится в корпусе 4, аудитории 102 Байкальского государственного университета, расположенном по адресу г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оборудованном специализированными техническими средствами (места, обеспечивающие возможность парковки автотранспортных средств инвалидов, вход в здание, оборудованный пандусом с поручнями, доступность путей движения, обеспеченная шириной коридоров и дверных проемов).

Сроки приема документов для лиц с ОВЗ, претендующих на квоту:

  • для лиц, имеющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 26 июля;
  • для лиц с ОВЗ, не имеющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 10 июля.

В университете для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано сопровождение сотрудниками службы сопровождения (волонтеры).

В каб. 4-102 организованно рабочее место для приема документов и консультаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По желанию можно получить консультацию профориентолога в этом же кабинете.

Вход в кабинет 4-102 находится главном дворике университета, во двор университета можно попасть со стороны улиц Карла Маркса, Ленина, Горького. Вход оборудован специальным пандусом.

В случае возникновения вопросов, обращайтесь к зам. ответственного секретаря Пензиной Ольге Николаевне (куратор службы сопровождения), тел. 8-950-119-61-46, penzinaon@bgu.ru.

Возможен прием документов по почте. Почтовый адрес для направления документов, необходимых для поступления: 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, приемная комиссия (форма заявления).

Для Вас работает горячая линия: 8-902-5-13-65-67.

Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете организуется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Организационно-педагогическое сопровождение в университете реализуется специалистами учебного отдела, а также специалистами отдела по воспитательной работе и направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется специалистами кафедры социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы и осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

В университете организована система довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. При обращении в Университет для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями каждому разрабатывается индивидуальный учебный план, учитывающий его особенности. При этом в образовательно-реабилитационную программу предусматривается включение двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

Профессиональная ориентация в университете проводится для осознанного и адекватного профессионального самоопределения каждого абитуриента-инвалида. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.

Особое внимание при проведении профориентационной работы сотрудник приемной комиссии уделяет подбору одной или нескольких профессий, или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационная дополнительная образовательная программа, реализуемая как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий, профориентационное тестирование, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, в том числе организация специальной «горячей» телефонной линии, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, профессиональные пробы, олимпиады и конкурсы.

Процесс прохождения и сопровождения вступительных испытаний лиц с ограниченными возможностями устанавливается Правилами приема в университет.

Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего образования (РЦСТ) – структурное подразделение Байкальского государственного университета, основной задачей которого является содействие трудоустройству молодых специалистов и организация консультационной деятельности, направленной на адаптацию к рынку труда. Статус регионального центра присвоен в 2006 г. В РЦСТ применяется разносторонняя система содействия трудоустройству студентов и выпускников вузов Иркутской области, включающая презентации фирм-работодателей, экскурсии студентов на предприятия города, проведение бесплатных тренингов о том, как пройти собеседование, как правильно написать резюме.

Всего в 2016 г. в Центре зарегистрировано 427 вакансий (без учета ярмарок вакансий. Из них 378 – вакансии на полный рабочий день, 49 – на неполный рабочий день. Число студентов и выпускников, зарегистрированных в «Базе соискателей» Центра, составило 891 человек. Направления на работу получили 1010 человек (некоторые соискатели получают несколько направлений к различным работодателям).

За 2016 г. сотрудниками Центра проведено более 1400 индивидуальных консультаций по следующим основным направлениям:

  • подбор вакансий исходя из профиля обучения;
  • индивидуальные консультации по составлению резюме;
  • индивидуальные консультации по мероприятиям и программам, реализуемым ЦЗН г. Иркутска: стажировки, содействие предпринимательству и др.

В «Базе работодателей» зарегистрировано 226 организаций, причем 70% – постоянные партнеры Центра. География обращения работодателей обширна – это Иркутск и Иркутская область, гг. Москва, Красноярск, Новосибирск и др.

Кроме непосредственного трудоустройства, РЦСТ предлагает обучение навыкам поиска работы и самопрезентации, тренинги, способствующие подготовке к собеседованию с потенциальным работодателем, мастер-классы по написанию резюме и сопроводительных писем. Сотрудниками Центра в течение года проведено 15 мастер-классов. Численность слушателей – 375 человек.

Тематика тренингов разнообразна: «Эффективное трудоустройство», «Собеседование с работодателем», «Управление собой и своим временем», «Развитие творческого мышления», «Планирование карьеры» и др.

Для повышения уровня информированности студентов БГУ об услугах, предоставляемых Центром, проведены ознакомительные встречи со студентами всех факультетов и курсов университета.

Еще одно из приоритетных направлений работы Центра – заключение договоров о сотрудничестве с работодателями г. Иркутска и Иркутской области, основная цель которых – организация прохождения преддипломной и производственных практик. Причем либо работодатели сами обращаются с подобной инициативой, либо сотрудники Центра обращаются к руководству компании, которую выбрали студенты БГУ самостоятельно как место для прохождения практики.

В 2016 г. совместно с ОГКУ Центра занятости населения г. Иркутска проведено две ярмарки вакансий.

Традиционно проведен мониторинг выпускников университета на предмет трудоустройства, а также повторный обзвон неработающих выпускников. Мониторингом охвачено 70% выпускников.

Отдельно ведется персональная работа с безработными выпускниками, стоящими на учете в ЦЗН г. Иркутска. С учетом полученной специальности и индивидуальных пожеланий выпускнику, которому присвоен статус безработного, предлагаются наиболее оптимальные варианты трудоустройства.

Продолжается активное использование (помимо традиционных форм деятельности) SMM-технологий в профориентации и трудоустройстве молодежи. SMM (Social Media Marketing) – это деятельность, направленная на повышение лояльности целевой аудитории к бренду или медийной персоне посредством работы в социальных сетях, форумах и блогосфере.

Вакансии Центра, а также информация о мероприятиях, направленных на содействие трудоустройству, доступны пользователям социальных сетей по адресам:

Одной из сильных сторон РЦСТ является работа в режиме онлайн: на электронную почту Центра приходит более 800 писем в месяц, на которые в течение рабочего дня соискатели получают ответ. Консультации по трудоустройству продолжаются в режиме нон-стоп и в социальных сетях – в группе

РЦСТ «ВКонтакте» (http://vk.com/rcst_bgu), где сотрудники Центра ежедневно публикуют информацию о новых вакансиях и возможности пройти производственную практику. 5500 подписчиков – это самый высокий показатель среди всех вузовских центров содействия трудоустройству в России.

С целью повышения качества проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, улучшения координации работы всех заинтересованных организаций заключены соглашения о сотрудничестве со следующими организациями: Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Некоммерческое партнерство-фонд «Национальные образовательные программы», Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Министерство по молодежной политике Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение «Центр профилактики наркомании». Отдел по воспитательной работе, общественные объединения обучающихся успешно сотрудничают со всероссийскими общественными организациями (Российский союз молодежи, Ассоциация студентов и студенческих объединений России, Студенческий координационный совет Профсоюза образования), Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), Уполномоченным по правам студентов в Российской Федерации, молодежным крылом землячества «Байкал» (г. Москва) и др.

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В университете разработан весь комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию приема и образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Положения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об организации образовательного процесса, ГИА и др.).

Ответственность за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возложена на существующее структурное подразделение – отдел по воспитательной работе (далее – отдел). В положение отдела внесены соответствующие изменения.

В приемной комиссии, учебно-методическом управлении, деканатах, отделе по воспитательной работе организована работа по ведению специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с письменного согласия этих лиц собираются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья размещена на сайте Университета в разделе Инклюзивное образование.

При разработке индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в вариативную часть образовательной программы включаются специализированные адаптационные дисциплины.

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

Университет обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин определяется при формировании индивидуального учебного плана, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках перехода на стандарты ФГОС 3++ в настоящее время идет работа по адаптации всех реализуемых образовательных программ.

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом индивидуальных особенностей.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся определяется индивидуальным графиком прохождения практики с учетом особенностей студента.

Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в соответствующих положениях.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями обучаются в университете по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения возможны различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

В университете предусмотрена возможность использования технологических средств дистанционного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Подбор и разработка учебных материалов при обучении с использованием дистанционных технологий производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.

Рабочие программы дисциплин, программы практик, фонды оценочных средств и программа государственной итоговой аттестации формируются преподавателями в АСУ университета «Преподаватель» и доставляются в личный портал обучающегося на официальном сайте университета.

Обеспечение доступа в здания университета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Паспорта доступности зданий для лиц с ОВЗ

Университет расположен в самом центре города (ул. Ленина, д. 11). Университетский кампус компактно сосредоточен на пересечении центральных улиц города – Карла Маркса и Ленина. В двух минутах ходьбы располагаются остановки общественного транспорта (автобусные, троллейбусные, трамвайные). Среднее время в пути на общественном транспорте от аэропорта, железнодорожного и автовокзалов составляет 15 минут.

Безбарьерная среда университета учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

В университете обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.

Территория университета соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Доступность путей движения, обеспечивается наличием подъемных устройств, контрастных наклеек на дверях и противоскользящих контрастных лент на лестницах, выделением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В здании университета обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (обеспечивается наличием пандуса, распашными дверями). Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве университета включает визуальную, звуковую и тактильную информацию, а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.

Для маломобильных студентов оборудованы доступные туалетные кабины.

В университете организована система сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий: а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.

Все центральные учебные корпуса университетского кампуса объединены переходами (6 корпусов), что обеспечивает возможность беспрепятственного доступа студентов с ограниченными возможностями здоровья. Вход в центральные учебные корпуса осуществляется через учебные корпуса 3 и 4, которые оборудованы оборудованы лифтами, расширенными дверными проемами.

При входе в учебные корпуса отсутствуют лестницы, подъемы и иные ограничения. Вход в приемную комиссию оборудован пологим пандусом для доступа абитуриентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Во всех корпусах имеется доступ к столовым; доступные санитарно-гигиенические помещения располагаются в 3, 8 корпусах и СКДЦ «Художественный».

Основные характеристики архитектурной доступности:

  • мнемосхемы (3 корпус 1 и 6 этаж);
  • световые маяки (3 корпус 1,3 этаж, 4 корпус «Центральная приемная комиссия», 5 корпус «Студенческий здравпункт»);
  • информационно-тактильные знаки (4 корпус «Центральная приемная комиссия»), 3 корпус «Байкальский государственный университет», 11 корпус «Колледж Байкальского университета»);
  • доступные входные группы (3,4,5 корпус, СКДЦ «Художественный»);
  • входной пандус (4 корпус «Центральная приемная комиссия»);
  • доступные санитарно-гигиенические помещения (3,8 корпус);
  • адаптированные лифты (3,4 корпус, общежитие №1);
  • информационные терминалы (3 корпус 1 этаж, корпус 12 Колледж Байкальского университета)

Для слабовидящих разработана версия официального сайта университета.

Разработаны и утверждены паспорта доступности всех объектов университета, а также План мероприятий «дорожная карта» ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

Оборудование учебных кабинетов, объектах для проведения практических занятий, о библиотеках, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учебных помещениях, в которых согласно индивидуальному учебному плану и расписанию индивидуальных занятий лиц с ограниченными возможностями (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, библиотеке и пр.) оборудованы 1 – 2 места для студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов.

Для обучаемых с нарушениями слуха закуплена переносная индукционная система, для обучаемых с нарушением зрения – видеоувеличители, накладки на клавиатуру компьютера со шрифтом брайля, созданы диски с курсом лекций, методическими указаниями со специальным программным обеспечением.

Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг:

  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата (столы с микролифтом на электроприводе – 3 корпус ауд. 602, 603, 11 корпус ауд. 101, библиотека университета и Колледжа Байкальского университета);
  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения (ручные видеоувеличители, диктофоны, портативные видеоувеличители (ауд. 1-212); для слабовидящих разработана версия официального сайта университета.

Электронно-образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с ФГОС университет обеспечивает функционирование электронной информационно-образовательной среды, в которую включаются: официальный сайт университета, файловые ресурсы локальной сети, электронный библиотечный каталог, специализированные автоматизированные рабочие места (АРМы) студентов, преподавателей и сотрудников, электронные библиотечные системы.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам (аннотациям) дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и другим электронным изданиям, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося (ВКР, научные работы, доклады и др.), рецензий на эти работы и их оценок со стороны любых участников образовательного процесса;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде университета.

В 2016/2017 учебном году в БГУ обучается 34 студента с инвалидностью. В 2017 году в два раза увеличилось количество поданных заявлений от лиц с инвалидностью. Зачислено в 2017 году 14 инвалидов, что в два раза превышает показатели прошлого года.

Доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов очной формы обучения составляет 0,8%.

Значительное внимание в БГУ уделяется информационному обеспечению воспитательной и внеучебной деятельности: официальный сайт БГУ (http://bgu.ru), кроме того, практически все факультеты имеют собственные сайты; стационарные информационные стенды; также осуществляется электронная и мобильная рассылка информации о мероприятиях внеучебной деятельности. Созданы группы в социальных сетях, например, БГУ (http://vk.com/vkbaikalgu), Информационный канал БГУ (http://vk.com/info_bgu) и др. Планирование, учет и оценка результатов внеучебной деятельности осуществляются через автоматизированную информационную систему «Внеучебная деятельность», благодаря которой также формируется сводный рейтинг обучающихся университета и персональной электронное портфолио (по направлениям «Творческая деятельность», «Общественная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность»).

Объекты спорта, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университет устанавливает особый порядок освоения дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

Для полноценного занятия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой в университете созданы группы здоровья.

Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия в специальных (медицинских) группах с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

Условия питания обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Университет располагает зданиями и помещениями для организации образовательной деятельности в количестве – 27, в том числе предназначенных:

  • для учебного процесса – 16,
  • обеспечения социальными условиями:
    • общежития – 8,
    • столовая – 1,
  • административно-хозяйственное – 2,

кроме этого имеются буфеты и столовые, расположенные в учебных корпусах и общежитиях, для медицинского обслуживания студентов и сотрудников имеются 3 медпункта.

Столовая оборудована расширенным дверным проемом, а также световыми информационными табло. Размер барных стоек, столов адоптирован для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В структуре подразделений Байкальского государственного университета организована работа медицинского кабинета, где студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь при травмах, острых и хронических заболеваниях, могут осуществлять лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия. Его работа направлена так же на пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

В университете создается толерантная социокультурная среда, организована волонтерская помощь студентам-инвалидам, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедряется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. В университете работает волонтерский отряд. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.

Воспитательная деятельность в Байкальском государственном университете реализуется в соответствии с «Основами государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», концепцией развития воспитательной деятельности Байкальского государственного университета и другими нормативными документами, регламентирующими эту деятельность в университете.

Управление воспитательной работой осуществляется на трех уровнях: общеуниверситетском (отдел по воспитательной работе), факультетском (заместители деканов), кафедральном (ответственные за воспитательную работу на кафедрах).

Основные направления воспитательной деятельности университета:

  • вовлечение молодежи в социальную практику;
  • адаптация первокурсников, развитие системы кураторства;
  • патриотическое воспитание обучающихся;
  • сопровождение проживания обучающихся в общежитиях;
  • развитие системы студенческого самоуправления;
  • пропаганда здорового образа жизни, профилактика социально-негативных явлений;
  • повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • профилактика молодежного экстремизма;
  • развитие доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • информационное обеспечение воспитательной работы университета.

По обозначенным направлениям во взаимодействии с органами управления университета, обучающимися, представителями органов государственной и муниципальной власти региона, представителями общественности, работодателями реализуется комплекс мероприятий.

Информация об общежитиях, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Студенческий городок Байкальского государственного университета насчитывает пять общежитий, в одном из которых размещены студенты иностранных государств. В общежитиях созданы все необходимые условия для комфортного проживания, обучения и отдыха студентов. Комнаты в общежитиях оснащены необходимой мебелью. Общежития оборудованы библиотеками, читальными залами и компьютерными классами с выходом в интернет – все, что нужно для эффективного учебного процесса. В столовых и буфетах можно вкусно и быстро пообедать. В общежитиях функционируют студенческие советы, которые организуют различные культурно-массовые, спортивные, интеллектуальные мероприятия.

Общежитие №1 оборудовано адаптированным лифтом.

В общежитиях Байкальского государственного университета жилые помещения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.